Что такое эмбиент?

Что такое эмбиент и с чем его едят?

Привет, друг! Вот Ты сидишь сейчас за компом, вяло жуешь бутерброд, или моешь посуду на кухне и слушаешь музычку на фоне. А представляешь — раньше люди не могли и подумать себе, что так можно! Когда музыка вышла за пределы праздничных действ и концертных залов, это была настоящая революция. Эрик Сати, который предложил ставить фоновую музыку в магазинах мебели, был новатором. Вот что такое эмбиент!

2 309 0

Думаешь, в супермаркете, или магазине Ты свободен в своем выборе? А вот и нет! Целиком и полностью Ты в руках команды профессионалов: маркетологов, рекламистов, дизайнеров... даже музыкантов.

Представь себе, ненавязчивая, медленная музыка, звучащая в зале, призвана задержать Тебя, заставить приобрести как можно больше товаров. А ритмичная — наоборот: побуждает сделать покупки быстрее, чтобы ликвидировать очереди на кассах. Подобную ставят в дни массовых покупок — перед Новым годом, Пасхой, в день рождения торговой сети и так далее. Вот такая она коварная — музычка на фоне!

Эрик Сати и его музыка - эмбиент, фото 1

Однако в первую очередь создатели эмбиента стремились создать атмосферу всепоглощающего покоя, в которой можно расслабиться и отдохнуть душой. И все это благодаря приятному сочетанию звуков и аккордов, а также ощущению того, что музыка — это всего лишь фон.

Эрик Сати и его музыка - эмбиент, фото 2

Про Эрика Сати как реформатора в музыке

Предшественницей эмбиента (фоновой музыки) была придуманная французским композитором Эриком Сати «меблировочная музыка». В представлении автора, ее не нужно слушать специально. «Музыка обоев» должна сопровождать быт, выставки, покупки в магазине, прием гостей, посещение ресторанов... Но было ли готово к странному новаторству тогдашнее общество?

Эрик Сати и его музыка - эмбиент, фото 3

Композитор и пианист Эрик Сати

«Я родился слишком молодым в слишком старые времена», — справедливо говорил Сати, ведь на его современников фоновая музыка не произвела никакого впечатления. Более того, вызвала кучу негативных откликов. Несмотря на то, что пианист открыл «меблировочную музыку» в 1914-1916 годах, настоящую популярность фоновые мелодии получили только в 70-х годах ХХ века.

Но об этом — чуть позже, а пока перенесемся в 1920 год из заглянем на миг в галерею Барбазанж. Именно здесь во время антрактов одного из спектаклей Сати решил продемонстрировать публике свое творение — две пьесы интерьерной музыки.

Каково же было раздражение Сати, когда с первыми нотами аудитория, до сих пор неспешно прогуливающаяся театром, лихорадочно начала усаживаться на свои кресла! Специальное примечание в программе спектакля предупреждало, что придавать значение музыке в антрактах следует не более, чем люстрам в зале и стульям на галерке. Но публика, как запрограммированная, возвращалась на места.

Напрасно Эрик Сати кричал: «Да говорите же! Гуляйте! Не слушайте!». Они слушали, они молчали. Все было испорчено.

Эрик Сати и его музыка - эмбиент, фото 4

После такого провала отчаянные попытки эксцентричного композитора вставить свою музыку в какой-нибудь концерт обычно заканчивались неудачами.

Когда люди начали слушать музыку на фоне?

Эрик Сати часто давал своим творениям вычурные названия: «Звуковой плиточный пол» — чтобы музыка стелилась под ноги во время ланча, или при заключении брачного контракта, «Занавеска без окна» — чтобы заполнить досуг во время затяжных дождей и так далее. Однако при жизни композитора большинство из них так и пролежали на полу его комнаты, входить куда никто не имел права.

Эрик Сати и его музыка - эмбиент, фото 5

Одиночные выполнения были возможны лишь благодаря назойливости автора и упорном убеждении в новаторстве его «изобретения». После смерти Сати его творчество было забыто, пока его не открыл для себя американец Джон Мильтон Кейдж. Руководствуясь идеями Сати, он стал пионером в области електронной музыки.

Эрик Сати и его музыка - эмбиент, фото 5

Именно благодаря Кейджу мир услышал беспрецедентную пьесу Эрика Сати «Неприятности», которую он написал еще в 1893 году, будучи обиженным на свою строптивую возлюбленную Сюзанн Валадон. По ремарке автора, не длинную, но однообразную мелодию пианист должен был играть «840 раз подряд, по желанию, но не дольше».

Забытая пьеса ожила в руках последователей Сати и даже стала предметом нескольких пианистических марафонов по всему миру, когда музыканты, сменяя друг друга, более 12 часов послушно выполняли требование автора — все 840 раз.

Эрик Сати и его музыка - эмбиент, фото 6

Сам термин «эмбиент» («окружающий») для обозначения расслабляющей фоновой музыки появился только в 1970-х и принадлежит Брайану Ино.

Говорят, что идея создания эмбиента пришла композитору в голову в неприятный для него период. Когда он отлеживался дома со сломанной ногой, то просто вынужден был прислушиваться к звукам, доносящимся с улицы. И тогда — о, эврика! — он заметил в тихом шуршании и стуках определенную закономерность. Так родился новый музыкальный стиль, отражающий звуки окружающего мира.

Эрик Сати и его музыка - эмбиент, фото 7

Брайан Ино — британский музыкант-электронщик, один из основателей эмбиента.

Расслабляющее, обволакивающее действие этой музыки стало одной из причин ее использования в качестве саундтреков к кинофильмам. Вспомни: когда Ты смотришь видео, то воспринимаешь события в целом, не отвлекаясь отдельно на звук, или картинку. Эффект эмбиента позволяет дополнять картину, создавая полную гармонию на экране.

Эрик Сати и его музыка - эмбиент, фото 8

Сейчас эмбиент сопровождает нас почти везде. Его звуки можно слушать внимательно, или игнорировать их вообще, в зависимости от своего настроения, или желания. Он настолько привычен и ненавязчив, что на его фоне Ты легко можешь заниматься собственными делами и даже включать его на ночь вместо колыбельной.

Эрик Сати и его музыка - эмбиент, фото 9

Читай также:

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рейтинг

2 309 0

Оценить публикацию

Добавитьв заметки

Комментарии к: Что такое эмбиент?

Чтобы оставить комментарий   авторизуйтесь

Комментарии:

Нет результатов.