Сколько на самом деле планет в Солнечной системе и кто им дарит имена?

Кто придумывает названия планет? Какие планеты прячет от нас Солнечная система? Что интересного расскажут о себе небесные тела? Если космос волнует твои мысли так же, как красивая девушка — сердце романтика, присоединяйся — звездопад интересных фактов о нашей галактике ждет тебя.

3 164 0

Как планеты получили свои названия?

Происхождение названий планет и созвездий — интересная страница в истории астрономии. Кто же они, таинственные люди, дарящие планетам имена? Почему большинство названий связано с греческими и римскими богами и как эта судьба обошла Землю? И неужели придумать название планете может даже ребенок?

Современные названия планет пришли к нам из древнегреческой и древнеримской мифологии: Меркурий, Венера, Юпитер, Марс и Сатурн издавна известны человечеству. Традицию называть небесные светила в честь богов своей религии начали еще первые народы Египта и Месопотамии. Греки же, выбирая названия планетам, обращали внимание на их движение и внешний вид. Римляне, после завоевания Греции, дали планетам имена своих небожителей.

В Древней Греции первую планету Солнечной системы называли Гермесом, в честь посланника Зевса — быстроногого бога торговли в волшебных сандалиях с крыльями. Римляне же окрестили планету Меркурием — именно так они называли Гермеса. Древние астрономы не могли пренебречь тем, что Меркурий движется по небу быстрее всех других планет.

Венера получила свое название в честь римской богини любви и красоты. После Солнца и Луны Венера — самый яркий объект на небе, поэтому ее еще называют вечерней и утренней звездой.

А вот Землю до XVI векаи вовсе планетой не считали. Древние астрономы верили, что Земля — центр Вселенной, и именно вокруг нее вращаются звезды и планеты. Поскольку наша планета не считалась частью небес, ее назвали «Земля», что означает «из почвы».

Желаешь посмотреть на Землю из космоса в режиме онлайн? К счастью, лететь никуда не нужно. Просто перейди по ссылке и любуйся закатами и рассветами каждые 45 минут.

Марс всегда пугал людей кроваво-красный цветом поверхности. Поэтому римляне назвали планету в честь бога войны Марса, которого греки величали Аресом.

Марсоход, изучающий поверхность «красной» планеты.

Самая большая планета Солнечной системы, гигантский Юпитер, получил название от имени главного бога римского пантеона, властелина неба и света (у греков это был Зевс). Интересно, что китайцы называли Юпитер «Сунь-Син», а в культуре Месопотамии планету называли «Малубаббар».

Древние греки называли Сатурн Кроносом — в честь бога времени и потому, что это самая медленная планета Солнечной системы. В римской мифологии временем заведовал бог Сатурн, который также был покровителем земледелия.

Другие планеты открыли значительно позже, однако они традиционно получили имена богов римского пантеона.

Уран в 1781-м открыл английский астроном Уильям Гершель. Ученый хотел назвать планету в честь короля Георга ІІІ. Однако Астрономическое сообщество настаивало, чтобы планета носила имя своего первооткрывателя. Название «Уран» предложил астроном Иоганн Боде — именно так когда-то греки называли бога Неба. Несмотря на это, в широкий обиход название вошло лишь после 1850 года.

Нептун обнаружили в 1846 году с помощью математических расчетов французского астронома Урбена Леверье. Сначала космическое тело планировали назвать Янусом, однако Леверье неожиданно пожелал дать планете свое имя. За пределами Франции астронома не поддержали и назвали планету в честь древнегреческого бога морей.

Памятник-фонтан бога Нептуна во Флоренции, Италия.

Интересна также история возникновения названия Плутон. В 1930 году его открыл американец Клайд Томбо, но в 2006-м Плутон потерял статус планеты Солнечной системы. Из-за своей удаленности от Солнца его назвали именем бога подземного мира. А придумала название 11-летняя Венеция Берни из Оксфорда, за завтраком с дедушкой. Дедушка девочки работал в библиотеке Оксфордского университета и передал идею внучки коллеге, Герберту Тернеру. Тот и телеграфировал в обсерваторию США, где название... утвердили! А Венеция в качестве награды получила от дедушки 5 фунтов стерлингов. Вот такая история. =)

Кто придумывает имена планетам сегодня? С 1919 года за названия всех небесных тел отвечает  Международный астрономический союз. Астроном, открывший новый объект, обращается туда с заявлением, а союз решает: принять вариант первооткрывателя или предложить свое название.

Неизвестные планеты Солнечной системы. Неужели они существуют?

Если планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) известны человечеству давно, то с появлением мощных телескопов началось открытие спутников. Первым на пути к звездам был Галилео Галилей, который с помощью своего телескопа обнаружил четыре крупнейшие спутники Юпитера, названные в честь античных героев, — Ио, Европа, Каллисто и Ганимед.

Со временем люди отправили в далекий космос космические зонды. Они помогли открыть на краю Солнечной системы новые, достаточно крупные тела. Однако их размеры малы для того, чтобы считаться планетами. И хотя время от времени в научных кругах шла речь о поисках десятой планеты, астрономы решили наоборот. Исследователи космоса отобрали одну планету у Солнца, «подарив» взамен несколько карликовых планет: Плутон, Цереру, Хаумеу, Макемаке, Эриду.

Планеты Солнечной системы по порядку.

Однако последние астрономические исследования стали настоящей сенсацией...

Летом 2017 года журнал AstronomicalJournal опубликовал шокирующий доклад. Астрономы Кэт Волк и Рену Малхотра из Университета Аризона предполагают, что на краю Солнечной системы может располагаться массивный объект, похожий на Марс.

Ученым удалось обнаружить: некоторые космические тела из пояса Койпера (область за орбитой Нептуна) — кометы, Плутон и огромные ледовые объекты, окружающие Солнечную систему, — вращаются совсем не так, как считалось раньше. В той области космоса что-то оказывает мощное гравитационное воздействие на тела.

Гравитация — это способность тел с массой притягиваться друг к другу.

Наиболее правдоподобное этому объяснение — существование на краю Солнечной системы неизвестной планеты, которая меняет траекторию движения космических тел. По подсчетам астрономов, такое влияние может оказать планета размером с Марс. Вероятно, она находится на расстоянии 55 астрономических единиц от Солнца. Её уже даже успели назвать Планетой 10.

Стоп-стоп-стоп! А как же девятая планета? Неужели ученые пренебрегли нумерацией и пропустили цифру девять? А вот и нет! О вероятности девятой планеты Солнечной системы в 2016 году сообщали астрономы Калифорнийского технологического института Константин Батыгин и Майкл Браун.

Исследователи рассчитали, что за орбитой Плутона, вероятно, находится еще одна планета, масса которой в десять раз больше земной.

Орбита Планеты 9 кардинально отличается от орбит планет-гигантов и планет земной группы (Венеры, Земли, Марса, Юпитера). Астрономы предполагают, что эта планета образовалась в Солнечной системе, однако ее могло вытолкнуть на более дальнюю орбиту благодаря влиянию силы притяжения Юпитера или Сатурна.

Планета 9 настолько отдалена от Солнца, что полный оборот вокруг него она делает за 10–20 тысяч лет. Даже в ближайшей к Солнцу точке расстояние между неизвестной планетой и единственной звездой Солнечной системы в 200 раз больше, чем дистанция между Землей и Солнцем.

Предполагаемая орбита планеты 9 (выделена красным цветом).

Подтвердятся ли предположения астрономов, покажет время. Спустя несколько лет в Чили планируется запуск мощного телескопа LSST (Large Synoptic Survey Telescope), который поможет ученым подтвердить или опровергнуть их теории, а, возможно, обнаружит и другие неизвестные ранее космические тела. И люди снова будут ломать головы над их названиями. =)

Дорогой друг, Космос необъятен и мало изучен. Никто не знает, что там, далеко-далеко за пределами нашей и соседних галактик. Надеемся, когда-то человечество откроет эту тайну, обнаружив новые планеты и цивилизации. И, возможно, спустя много лет, переписываясь с друзьями, ты будешь указывать не только страну и город, но и название планеты или Солнечной системы. Мы верим в это!

Читай также: